ЗАЩИТА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
«МОЙ ПУШКИН»4 класс, учитель Габьева Е.И.
Задачи урока:
1) обобщить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина, расширить круг чтения детей;
2) развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства;
3) воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес к классичекому искусству; в нравственном аспекте ориентировать на общечеловеческие ценности и идеалы.
ХОД УРОКА
--- Сегодня наш урок посвящён Александру Сергеевичу Пушкину --- солнцу русской поэзии. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта, знакомы с некоторыми его поэмами, немало знаете наизусть.
--- Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик.
--- Вот сегодня мы поделимся друг с другом, чем для нас является Пушкин, какие его произведения особенно дороги и близки каждому из нас.
--- Поэтому этот урок мы назовём «Мой Пушкин», и пройдёт он в форме защиты творческого проекта.
--- Надеюсь, что вы сумеете глубже понять душу великого поэта и его творчество.
--- Давайте послушаем отчёт первой группы.
Учащиеся: Наша группа работала по теме: « Мой Пушкин в поэзии».
Цель нашей работы - выразительно прочитать свои любимые стихи А.С.Пушкина и объяснить, почему в этом стихотворении мой Пушкин.
1-й ученик. Я хочу прочитать отрывок из романа «Евгений Онегин», где поэт описывает приход зимы. Он передаёт нетерпение, с которым все ждут зиму, и вместе с героиней романа Татьяной радуются её приходу. Такую же радость испытывала и я, когда однажды поутру увидела, что чёрная мрачная земля покрылась белоснежным ковром.В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стёклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Всё ярко, всё бело кругом.2-й ученик. А я хочу напомнить всем стихотворение, которое мы узнали в первом классе. В нём Пушкин говорит о том, как зима пришла и преобразила всю природу. Читая пушкинские строчки, я вижу перед собой картины замечательной зимней природы.
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки- зимы.3-й ученик. Мне очень нравится стихотворение «Зимнее утро». Это стихотворение и веселит, и бодрит, и создаёт праздничное настроение. Его мы учили не полностью, а я решила выучить его до конца и прочесть вам.
Мороз и солнце; день чудесный! Вся комната янтарным блеском
Ещё ты дремлешь, друг прелестный – Озарена. Весёлым треском
Пора, красавица, проснись: Трещит затопленная печь.
Открой сомкнуты него взоры Приятно думать у лежанки,
На встречу северной Авроры, Но знаешь: не велеть ли в санки
Звездою севера явись! Кобылку бурую запречь?
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, Скользя по утреннему снегу,
На мутном небе мгла носилась; Друг милый. Предадимся бегу
Луна, как бледное пятно. Нетерпеливого коня
Сквозь тучи мрачные желтела, И навестим поля пустые,
И ты печальная сидела – Леса недавно столь густые,
А нынче… погляди в окно: И берег, милый для меня.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит:
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.4-й ученик. Я прочитаю стихотворение «Зимняя дорога». Пушкину приходилось много путешествовать; ездили в то время на лошадях; дорога, особенно зимой, когда рано темнеет, порой была скучной и однообразной. И я думаю, что во время одного из таких путешествий Александр Сергеевич сочинил эти строчки.
Сквозь волнистые туманы Что-то слышится родное
Пробирается луна, В долгих песнях ямщика:
На печальные поляны То разгулье удалое,
Льёт печально свет она. То сердечная тоска…
По дороге зимней, скучной Ни огня, ни чёрной хаты
Тройка борзая бежит, Глушь и снег… Навстречу мне
Колокольчик однозвучный Только вёрсты полосаты
Утомительно гремит. Попадаются одне…5-й ученик. Моё любимое стихотворение посвящено городу на Неве – Петербургу. Может быть, потому, что я хочу побывать в этом удивительном городе, побродить по его улицам, паркам, набережным. Стихи Пушкина как бы переносят меня в памятные места чудесного города, помогают представить себе его величие, строгость, гордую красоту.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит.
Твоих оград узор чугунный,
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса…6-й ученик. У меня есть бабушка, которая душой очень похожа на няню Пушкина. Я люблю свою бабушку, как и Александр Сергеевич любил свою няню, которая долгими зимними вечерами рассказывала маленькому Саше сказки, пела русские народные песни. Она стала другом Пушкина на всю жизнь. И когда поэт жил в Москве, Петербурге, он часто вспоминал Арину Радионовну, скучал по ней и посвящал свои стихи. Одно из таких стихотворений я и прочитаю. Оно так и называется «Няне».
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.УЧИТЕЛЬ:
То, что вспомнили о няне Пушкина, замечательно. Именно она пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание подарить людям свои сказки.
Итак, мы слушаем отчёт следующей группы.
Ученик. Наша группа работала по теме « Сказки А. С. Пушкина».
Цель нашей работы – сделать инсценировки по сказкам А.С. Пушкина.
Мы посетили библиотеку, прочитали все сказки А. С. Пушкина. Выяснили, что сказок пять: «Сказка о попе и о работнике его Балде», « Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», « Сказка о золотом петушке». При обсуждении сказок выбрали эпизоды для постановки. Вместе с родителями подбирали костюмы и рисовали декорации.
Инсценировка отрывка из «Сказки о царе Салтане».
На скамейке сидят три девочки и имитируют движения прядения.
Старшая сестра: Кабы я была царица,
То сама на весь бы мир
Приготовила я пир.
Средняя сестра: Кабы я была царицей
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
Младшая сестра: Кабы я была царицей
Я б для батюшки- царя
Родила богатыря
(Все участники поражённо охают. Младшая сестра, прикрыв лицо руками, отходит в сторону).
Старшая сестра (осуждающе): Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
Средняя сестра (восторженно): И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
(Через всю сцену проходит царь Салтан, он кланяется мл. сестре)
Старшая сестра: Во всё время разговора
Он стоял позадь забора.
Средняя сестра: Речь последней по всему
Полюбилася ему.
Царь Салтан: Здравствуй, красная девица,
Будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки – сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой.
Инсценировка отрывка из сказки «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».
(Следует подобрать для каждого персонажа соответствующее музыкальное сопровождение, которое будет звучать при его появлении).
Звучит фонограмма. На сцене появляется КОРОЛЕВИЧ ЕЛИСЕЙ и обращается к СОЛНЦУ.
Елисей: Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей.
Солнце: Свет ты мой,
Я царевны не видало.
Знать, её в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь её да встретил
Или след её заметил.
(Королевич Елисей провожает Солнце и обращается к Месяцу).
Елисей: Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей.
Месяц: Братец мой,
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала.
Елисей: Как обидно!
Месяц: Погоди. Об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай.
(Кролевич Елисей некоторое время идёт за уходящим Месяцем, затем встречается с Ветром).
Елисей: Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её.
Ветер : Постой,
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора.
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста.
(Ветер, завывая, обегает Королевича Елисея и, взяв его за руку, уводит засобой со сцены).
Инсценировка отрывка из сказки «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
(На сцене Сказительница и Царица, которая любуется собой в зеркало).
Сказительница: Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И красуясь говорила:
Царица: «Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Зеркальце: «Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
(Царица начинает веселиться, смеяться, вертеться гордо глядясь в зеркальце)
Сказительница: Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
Сват приехал, царь дал слово.
А приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
Царица: «Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Зеркальце : «Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
(Царица отпрыгивает, ударяет по зеркальцу рукой, топает каблучком).
Царица: «Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне равной нет.
Так ли?»
Зеркальце: «А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее».
Сказительница: Делать нечего. Она,
Чёрной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей.
(Во время слов Сказительницы Царица выходит и возвращается с Чернавкой).
Царица: «Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам».
Учитель: приглашаю третью группу учащихся.
Учащиеся: Наша группа работала по теме «Мой Пушкин в изобразительном искусстве».
Цель нашей работы – оформить фотоальбом с портретами А.С. Пушкина, выполненных разными художниками. Мы обращались за помощью в библиотеки, спрашивали у друзей, знакомых, помогали нам и учитель литературы Максименкова Лидия Алексеевна и директор школы – Манаенкова Людмила Владимировна.
Каждый из нас нашёл портрет своего Пушкина.
1-й ученик. Первые трое ребят из первой группы прочитали стихотворения Пушкина; я думаю, что их объединяет одно настроение – именно то, о котором говорила Настя, - радостное приподнятое.
Это состояние поэта, высокий душевный настрой прекрасно передаёт портрет А.С. Пушкина, выполненный художником, современником поэта, Василием Андреевичем Тропининым.
На портрете Пушкин сидит у небольшого стола, Положил руку на край и задумчиво смотрит куда то в сторону. В его светлых голубых глазах какое-то особенное выражение. Взгляд остановился. Лоб напряжён. Губы словно шепчут что-то. Не в таком ли состоянии он написал такие строки?
И пробуждается поэзия во мне…
…И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.
Минута – и стихи свободно потекут.
Мой Пушкин – это поэт мечтатель, сочинитель. Я увидел его на этом портрете.
2-й ученик. Но жизнь поэта не была лёгкой, безоблачной, и он, конечно, имел право на другое настроение, печальное, грустное, которое тоже нашло отражение в его стихах и в работе
художника Ореста Адамовича Кипренского. Вглядитесь внимательно в этот портрет, в выражение лица поэта и вы увидите, что поэт выглядит печальным, задумчивым, серьёзным.
Кипренский сумел понять Пушкина, он угадал его печаль, его мысли о свободе, его мечты. Об этом портрете сам Пушкин в одном из своих стихотворений сказал: «Себя, как в зеркале я вижу»….
Мой Пушкин- поэт печальный, задумчивый, серьёзный.
3-й ученик. Я хочу обратить ваше внимание на то, что на полях своих рукописей Пушкин сам постоянно рисовал своих персонажей.
Рисовал он и сам себя. Когда поэт чувствовал себя одиноким, автопортрет получался грустным. А если ему было весело, он рисовал себя в каком-нибудь смешном виде – в огромном картузе, всадником на бурке, мчавшимся во весь опор. Однажды Пушкин нарисовал себя счастливым – это прекрасный автопортрет.
Мой Пушкин – поэт –портретист, художник.
4-й ученик.
А мой Пушкин – разный. Я нашёл портреты работы следующих художников:
Владимир Андреевич Фаворский «Пушкин- лицеист»;
Константина Андреевича Сомова «А.С. Пушкин за конторкой»;
Константина Ивановича Рудакова «Портрет А.С. Пушкина»;
Валентина Андреевича Серова «Пушкин на скамье в парке»;
Бориса Михайловича Кустодиева «Пушкин на набережной Невы»;
Николая Павловича Ульянова «Пушкин за рабочим столом в своём кабинете»;
Алексея Ильича Кравченко «Портрет А.С.Пушкина»;
Неизвестный художник «Портрет А.С. Пушкина».
Учитель: спасибо, ребята. А теперь послушаем четвертую группу учащихся.
Учащиеся: Наша группа работала по теме « Сказки Пушкина в музыке».
Целью нашей работы было найти музыкальные произведения к сказкам А.С. Пушкина, прослушать их, выбрать самые выразительные эпизоды, на наш взгляд, и поделиться своими впечатлениями с вами. Помогала нам справиться с этим заданием учитель музыки Павликова Елена Владимировна.
1-й ученик. Я нашёл музыку великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки к поэме «Руслан и Людмила». По этой поэме композитор создал одноимённую оперу.
Мужество, сила, благородство, готовность к подвигу звучит в арии героя оперы Руслана.
(прослушивание в записи арии Руслана «О поле, поле, кто тебя усеял»... )
2-й ученик. Если Руслан олицетворяет собой мужество и благородство, то есть противоположный персонаж, злой и коварный. Кто это?
Послушайте «Марш Черномора», а потом скажите, каким вам его помогла увидеть музыка.
(прослушивание в записи «Марша Черномора»).
(Ответы детей: Я увидел, как Черномор крадётся.
А я увидела, как он важно шагает, а слуги несут его бороду.
Когда музыка звучала громко, она изображала Черномора злым, а когда тихо, т.е. как бы попискивала, то я видела его слабым и трусливым.)
3-й ученик.
Я нашла музыку Николая Андреевича Римского – Корсакова к « Сказке о царе Салтане». Прослушайте фрагмент арии одной из героинь сказки, назовите её.
(прослушивание записи арии Царевны Лебедь)
-- Какой вы увидели Царевну Лебедь?
Второй фрагмент потруднее, здесь нет текста. По характеру музыки вы должны определить, кого она изображает.
(прослушивание записи «Полёт шмеля».) ( ответы детей).
2-й ученик. А ещё мы подобрали песню о значении произведений Пушкина, чему они учат?
Сейчас мы её исполним.
(исполнение песни группой № 4 ).
УЧИТЕЛЬ: Давайте, ребята, выскажем своё мнение о нашей работе, об отчёте группы.
Какое настроение у вас сейчас, после сообщения детей о сказках Пушкина в музыке. Заполним квадрат настроения:
--зелёный цвет---- хорошее настроение;
-- жёлтый цвет --- нейтральное настроение;
-- синий цвет – плохое настроение.
(после построения квадрата настроения учитель подводит итог: какой цвет преобладает – такое и общее настроение.)
-- Музыкальные отрывки очень эмоциональны, выразительны, вы смогли представить в своём воображении картины происходящего, то что Пушкин рассказал словами в своих сказках.
-- А теперь о моём Пушкине. Своё восприятие творчества Пушкина я решила выразить в стихотворной форме.М О Й ПУШКИН.
Что Пушкин для меня?
Средь дней однообразных вереницы
Он для меня, как дивная жар – птица,
Как дар волшебный счастья и добра.
Мой Пушкин – море красоты,
Волшебных грёз очарованье.
Он факел на моём пути,
Несущий свет, добро и состраданье.
В минуты радости, тоски или печали
Он рядом, он со мной.
Утешит, усладит пленительной строфой
И позовёт в неведомые дали.
Чем дольше жизнь,
Тем Пушкин мне родней,
Милей, дороже, ближе и понятней.
Быть русской, как и он,
Читать его стихи.
Что может быть
И слаще, и приятней?- Сегодня каждый из нас рассказал о своём Пушкине. Мы говорим Пушкину: « До скорого свидания».
- Вас ждёт ещё много прекрасных встреч с великим поэтом. Вы прочтёте его стихи о дружбе, о свободе. О любви к родной Отчизне, его романы, повести, поэмы.
-Я вас всех благодарю за участие в нашем разговоре. Мне с вами было легко и радостно.